Выделяют следующие методики, которые применяются в исследовании внимания. Применяется для исследования устойчивости внимания, способности к его концентрации. Используются бланки с изображением рядов букв, которые расположены хаотично. Испытуемый должен зачеркивать одну или две буквы по выбору экспериментатора. Для проведения исследования необходим секундомер. Иногда каждые 30—60 с отмечают положение карандаша испытуемого. Экспериментатор обращает внимание на количество допущенных ошибок, темп выполнения больным задания, а также на распределение ошибок в течение эксперимента их характер зачеркивание других букв, пропуски отдельных букв или строчек и т. Эта методика была предложена Крепелиным в 1895 г. Ее применяют для изучения особенностей переключения внимания, исследования работоспособности. Испытуемому предъявляются бланки с расположенными на них столбцами цифр. Нужно складывать или вычитать в уме эти цифры, а на бланке записывать результаты. После выполнения задания экспериментатор делает вывод о работоспособности истощаемости, врабаты-ваемости и отмечает наличие или отсутствие расстройств внимания. Отыскивание чисел на таблицах Шульте. Для исследования используются специальные таблицы, где в случайном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый должен указкой показывать числа по порядку и называть. Экспериментатор учитывает время выполнения задания. Исследование с помощью таблиц Шульте помогает выявить особенности переключения внимания, истощаемость, врабатывае-мость, а также сосредоточенность или отвлекаемость. Для исследования переключения внимания часто используется модифицированная красно-черная таблица Шуль-те, которая содержит 49 чисел из них 25 черных и 24 красных. Испытуемый по очереди должен показывать цифры: черные — в порядке возрастания, красные — в порядке убывания. Эта таблица используется для исследования динамики мыслительной деятельности и способности быстро переключать внимание с одного объекта на. Испытуемый должен отсчитывать от ста определенное число одно и то. При этом экспериментатор отмечает паузы. При обработке результатов исследуют: 1 характер ошибок; 2 следование инструкции; 3 переключение; 4 сосредоточенность; 5 истощаемость внимания.

Смотрите также: